Лев Свердлин

Лев Свердлин, едва ли не самый лучший Ходжа Насреддин кинематографа, не случайно выглядит стопроцентным бухарцем. Будущий актёр родился в 1901 году в Астрахани в семье помощника машиниста. В десять лет оставшись сиротой, мальчик подрабатывал в магазинах, учеником сапожника, портного, столяра, киномеханика и даже в цирке. Богатый жизненный опыт помог сформироваться самобытному таланту начинающего актёра.

С узбекской культурой Свердлин познакомился в 1924 году, когда, отучившись в театральном техникуме, начал карьеру актёра и параллельно преподавал в Узбекской государственной драматической студии в Москве.

Благодаря своему типажу, Свердлину за долгую актёрскую жизнь доводилось побывать узбеком, корейцем, чукчей, татарином, японцем, якутом, таджиком, монголом… Другой бы актёр заштамповался, закомплексовал от обилия одноплановых по типажу ролей. Но Свердлин умудрился каждого из своих персонажей снабдить индивидуальностью, которая выделяла их из тех, которые «все на одно лицо». Он передавал не только характер персонажа, но и эпоху, мировоззрение, национальную философию. Отрицательные персонажи воплощались Свердлиным на экране как хитрые, умные и достойные враги с запоминающимися индивидуальными чертами. Невероятно: исполнитель многочисленных ролей иностранных шпионов и противников Советской власти был удостоен трёх (!) Сталинских премий.

Отдельно нужно сказать о многочисленных театральных работах Льва Наумовича: он работал в Театре имени Мейерхольда, театре Вахтангова и в театре им. Маяковского, создав не один десяток запоминающихся ролей.

AdventuresBukhara1943a

Но роль Ходжи Насреддина в фильме «Насреддин в Бухаре» — это, наверное, самый большой успех Свердлина. Сейчас даже странно подумать об этом, но поначалу критики упрекали актёра в несоответствии его Насреддина традиционным представлениям о фольклорном герое. Наверное, они не читали книгу Л. Соловьёва, что ещё сказать? Другая порция упрёков состояла в том, что негоже снимать комедию в столь тяжёлое для страны время (напомним, что это был 1943 год). Но жизнелюбие неунывающего Насреддина, никогда не опускающего руки, напротив, пришлось как нельзя кстати: фильм сразу же получил заслуженную популярность и любовь зрителей. Свердлинский Насреддин — это живой сгусток энергии и оптимизма, веселья и бодрости, находчивости и ума, помноженные на благородное стремление к справедливости. Многогранность характера Ходжи Насреддина показана великолепно. Процитируем статью Я. Кисельгофа из сборника «Актёры советского кино» 1972 года:

Свердлин открывал в своем герое как бы несколько людей, гармонично уживавшихся в облике Насреддина. Перед нами возникал то веселый балагур, шутник, неугомонный выдумщик, то робкий и застенчивый влюбленный, то мудрый советчик, то гневный и презрительный судья и обличитель. И все это многообразие чувств, жестов, мимики, интонаций фокусировалось в одном характере, воплощавшем лучшие народные черты. Фильм убедительно доказывал, что народ, умеющий так заразительно смеяться в самую тяжелую для себя пору, — непобедим. Знаменательно, что картина появилась на экранах в дни празднования великой победы под Сталинградом, изменившей ход всей войны.

Лучше и не скажешь!

Отдельное спасибо нужно сказать Льву Наумовичу за дублирование Раззака Хамраева в роли Ходжи Насреддина в фильме «Похождения Насреддина» 1946 года. Почему Свердлин не сыграл Насреддина ещё раз? Это неизвестно. Полагаем, что Наби Ганиев, взявшийся после смерти Протазанова за экранизацию продолжения, сделал ставку на местных актёров, и это понятно. В любом случае, Свердлин всегда очень ответственно относился к дублированию и говорил, что это нужно и полезно любому актёру, вне зависимости от заслуг и мастерства.

Умер Лев Наумович Свердлин в 1969 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, там же, где и режиссёр «Насреддина в Бухаре» Яков Протазанов.

 

Запись опубликована в рубрике Персоны с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− six = three