Несложный, как кажется поначалу, вопрос. В книге дано вполне точное указание его местоположения:
«Ходжентцы расскажут путнику, что в горах, по дороге в Ашт, есть озеро Ходжи Насреддина; на берегу его расположено маленькое селение Чорак…»
Это если направляться в Чорак из Ходжента. Есть также указание, в каком направлении кишлак находится относительно Коканда:
«А первую звезду Ходжа Насреддин и одноглазый вор встретили далеко за Кокандом. Их путь лежал на запад, в горы, что смутной громадой высились впереди…»
Итак, Ходжа Насреддин и одноглазый вор вышли утром из Коканда, задержались у гробницы Турахона (её, понятно дело, не существовало – любопытных отсылаем к статье про дедушку Турахона). Причём гробница, согласно тексту книги, находилась к югу от Коканда. Потом переночевали:
«Был полдень, когда он проснулся в чайхане последнего селения по эту сторону гор; дальше к перевалу уже не было человеческого жилья. Наскоро пообедав, они с одноглазым двинулись в путь.»
Не очень понятно, почему путь продолжили с утра, хотя упоминания о ещё одной ночёвке нет. Вряд ли они ночевали где-то в горах:
«На следующий день с утра узенькая тропинка прилепилась к обрыву и побежала над бездной, вдоль гибельного уступа шириною в три локтя <… > Обрывом шли часа два, тропинка постепенно расширилась, страшная бездна отошла вправо и уже не кружила им головы своей белесой затягивающей мглой, – земля вернулась к ним под ноги. Крутясь и кипя, мчался ледяной поток, перемешавший в своем тесном русле водовороты, пену и камни, что с глухим подводным гулом катились по его дну.
Отсюда начинался извилистый спуск: они достигли перевала. <… > Спускались быстро, вскоре свернули со вьючной тропы на пастушью, круто падавшую сквозь мелкорослый кустарник…<… > Это был очень трудный и утомительный спуск, зато – короткий. К полудню они были уже на арбяной дороге, ведущей в селение Чорак – цель их путешествия. <… > Еще один поворот – и они увидели селение, а немного в стороне – озеро.»
Итого, дорога из Коканда заняла около двух-трёх дней. Дополнительное подтверждение этому мы находим далее в тексте, когда одноглазый отправляется в Коканд на поиски четырёх тысяч таньга:
«Ты раздобудешь в Коканде нужные четыре тысячи и принесешь сюда. На дорогу в оба конца потребуется шесть дней, в Коканде — три дня; итак, на девятый день, считая от сегодняшнего, ты должен быть здесь.»
Что мы ещё знаем о кишлаке Чорак?
«Селение было небольшое – дворов сто пятьдесят, как определил Ходжа Насреддин, окинув взглядом веселую зелень садов и виноградников с желтеющими повсюду кровлями, над которыми восходили дымки: был обеденный час. Белая дорога, та самая, на которой они стояли, вбегала в эту зелень и терялась, но по извилистой гряде высоких тополей, с обеих сторон огораживающих дорогу, можно было проследить все ее повороты до противоположного конца селения, где она опять появлялась и бежала дальше, сначала в поля, потом – по волнистым склонам – в долину. За тополями виднелся низенький минарет…»
То есть кишлак находится в некоей долине, находящейся на западе от Коканда и отделённой от него горным перевалом. Смущает, что при этом наши путешественники должны были переправиться через Сырдарью, но про это в тексте нет ни слова. Тем не менее, сочетание этих двух координат (от Ходжента: в горах по дороге на Ашт; от Коканда: на запад, дорога через горный перевал) позволяет нам примерно очертить место предполагаемого расположения кишлака Чорак — это область к юго-западу от Ашта, немного севернее нынешнего Кайраккумского водохранилища. Горы, через которые перешли Ходжа Насреддин и его одноглазый спутник — это, скорее всего, невысокий хребет Ак-Бель (Окбель), хотя там нет «страшной бездны» и ледяного потока на дне (их высота около одного километра). Или, возможно, горы Карамазор, которые в два раза выше и лучше подходят под описание серьёзных гор, как в книге. Кураминский хребет они точно не могли перейти, тем более, тогда это нельзя было бы считать направлением на Ашт от Ходжента. Попытаемся примерно изобразить область предполагаемого нахождения кишлака Чорак на подробной карте издания 1986 года.
На карте вы можете видеть Коканд, оценить направление от Ходжента на Ашт и увидеть примерное расположение гробницы Турахона, откуда Ходжа Насреддин и его спутник отправились на поиски Чорака. Но в обозначенной области предполагаемого расположения Чорака нет кишлака с точно таким или похожим названием, а самое главное, там нет озера. Посмотрим, что говорит нам текст книги об озере:
«…оно покоилось в удлиненной впадине, напоминавшей очертаниями след яйца на песке; дальний берег был каменистым, голым, а ближний, примыкающий к садам, зарос буйной курчавой зеленью, над которой высились темнолитые округлые кроны старых карагачей. Сверху к озеру тянулись две живые блестящие жилки — два горных ручья, а вниз отходила только одна жилка, темная, — сухое русло арыка, отводящего воду к полям.»
Подавляющее большинство кишлаков в этих горах располагаются в узких долинах вдоль горных ручьёв, протекающих с северо-запада на юго-восток. Бессточное озеро сейчас есть только одно: это известное грязево-соляное озеро Аксукон (Оксукон), расположенное недалеко от северо-восточной границы Кайраккумского водохранилища. Оно никак не подходит в качестве искомого, ибо с древних времён известно как место добычи соли и как курорт
Но мы помним, каким великолепным мистификатором был Леонид Соловьёв и попытаемся собрать воедино те осколки мозаики, которые рассыпал он в тексте, рассказывая нам про кишлак Чорак.