Насреддин в Бухаре

Одна из лучших, если не самая лучшая, экранизация «Повести о Ходже Насреддине». Заметно, что над сценарием работал сам Леонид Соловьёв — текст очень близок к книге. События практически полностью, за вычетом некоторых эпизодов, соответствуют первой части книги, «Возмутитель спокойствия».

Как-то неловко петь дифирамбы таким признанным мастерам своего дела, как Лев Свердлин и Яков Протазанов, но во многом благодаря им фильм удался и пользуется заслуженной популярностью до сих пор. Свердлин превосходно воплотил на экране образ Ходжи Насреддина из «Возмутителя спокойствия»: именно таким он и представляется при прочтении книги. Многие до сих пор искренне считают Свердлина узбеком — настолько актёр смог перевоплотиться в своего героя.

Протазанов, руководивший режиссёрской группой, мастерски поставил картину: ничего лишнего, незначительные расхождения с книгой призваны для того, чтобы сохранить ритм повествования. Чувствуется рука опытного режиссёра. Недаром Протазанов получил за этот фильм звание заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР, хотя поначалу его упрекали: «Что это вы, мол, комедии снимаете, когда война идёт?» Вот знаменитый ответ Протазанова: «Если мы все время будем думать только о войне, ничего от этого полезного нам не будет. Человек не должен забывать смеяться».

Наби Ганиев, входивший в режиссёрскую группу, стал главным режиссёром следующего фильма про героя Л. Соловьёва, «Похождения Насреддина». Также интересно отметить появление в эпизодической роли стражника известного узбекского актёра Рахима Пирмухамедова, который в продолжении сыграл роль Багдадского вора.

Жаль, что Яков Протазанов не дожил до экранизации «Очарованного принца» или хотя бы до реализации киносценария, который лёг потом в основу фильма «Похождения Насреддина». Было бы интересно посмотреть на его вариант второй части.

Здесь вы можете посмотреть»Насреддин в Бухаре» онлайн (полная на данный момент версия фильма, в которой сохранены незначительные 2-5 секундные фрагменты, вырезанные в некоторых версиях):

 

Насреддин в Бухаре

Другое название: Ходжа Насреддин

Режиссеры: Яков Протазанов, Наби Ганиев, Роман Тихомиров

Сценаристы: Виктор Виткович, Леонид Соловьев

Оператор: Даниил Демуцкий

Композиторы: Борис Арапов, Мухтар Ашрафи

Художник: Варшам Еремян

Страна: СССР

Производство: Ташкентская студия

Длительность: 01:20

Год: 1943

Премьера: 2 августа 1943

sverdlin Лев СвердлинХоджа Насреддин

 

emir Константин Михайловэмир Бухары
dzhafar Эммануил ГеллерДжафар
nijaz Василий ЗайчиковНияз
guldzhan М. Мирзакаримова —
Гюльджан
baxtijar Степан Каюков — Бахтияр
usup Абид Талипов — Юсуп
arslanbek Матвей Ляров — Арсланбек
gguslija Николай Волков (старший) — Гуссейн-Гуслия
ali Асад Исматов — Али
shpion Миршахид Миракилов — шпион
strazh1 Иван Бобров — стражник эмира
pirmuxamedov Рахим Пирмухамедов — стражник эмира

 

Heт ничего странного в том, почему в суровые военные годы Протазанов и Ганиев останавливают свое внимание на образе веселого героя народов Востока — Ходжи Насреддина: рассказы об этом умном, смелом и находчивом персонаже фольклора пользовались большой популярностью на фронте и в тылу. В изобилии возникали новые истории о Насреддине, в которых возмутитель спокойствия эмиров, торгашей, вельмож вслед за Багдадом, Ходжентом посещал Берлин и побеждал своим остроумием и находчивостью фашистских главарей— Гитлера, Геббельса и других. Фронтовые газеты нередко публиковали лучшие образцы антифашистских анекдотов с участием Насреддина.

Я. Протазанов и Н. Ганиев, работая над комедией «Насреддин в Бухаре», старались бережно перенести на экран богатство и своеобразие национального фольклора — ценнейшего клада народной мудрости.

X. Акбаров

«20 режиссерских биографий», 1971 год, из-во «Искусство»

использованы материалы сайта kino-teatr.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

27 − = 26