Продолжение полюбившегося всем фильма «Насреддин в Бухаре» вышло в 1946 году. Сценарий был написан Леонидом Соловьёвым при участии В. Витковича в 1944 и в нём содержалась основная канва будущего «Очарованного принца». На момент выхода фильма писатель находился уже в сталинских лагерях (некоторые подробности вы можете узнать в соответствующем разделе нащего сайта) и по вполне понятным причинам сценаристом в титрах значился только Виткович.
Режиссёром был уже не маститый Яков Протазанов, а Наби Ганиев, правда, входивший в режиссёрскую группу «Насреддина в Бухаре». Насреддина по не вполне ясным сейчас причинам сыграл не Лев Свердлин (однако озвучивает он!). Несмотря на это, фильм однозначно удался. Актёрский ансамбль просто превосходен (пусть меня простят поклонники Насреддина в исполнении Свердлина). В «Возмутителе спокойствия» Ходжа Насреддин однозначно главный персонаж, а здесь Багдадский вор («Безбородый» в раннем варианте сценария, по которому и снят фильм), Агабек, меняла (Джурабай, а не Рахимбай), вельможа (также Ахмеджан, а не Камильбек), Арзи-биби — все они немаловажные персонажи, прекрасно сыгранные узбекскими и таджикскими актёрами. Кстати, было бы очень интересно узнать, сохранилась ли копия на узбекском языке?
Резюмируя, на наш взгляд, это недооценённый фильм, мало в чем уступающий «Насреддину в Бухаре». Однозначно рекомендуется к просмотру.
Здесь вы можете посмотреть фильм «Похождения Насреддина» онлайн:
Похождения Насреддина
Режиссер: Наби Ганиев
Сценарист: Виктор Виткович
Оператор: Даниил Демуцкий
Композитор: Алексей Козловский
Художник: Варшам Еремян
Страна: СССР
Производство: Ташкентская киностудия
Длительность: 01:13
Год: 1946
Премьера: 7 апреля 1947 (Москва)
Раззак Хамраев — Ходжа Насреддиндублировал Л.Свердлин |
Рахим Пирмухамедов — Безбородыйдублировал C. Каюков | ||
Сайфи Алимов — меняла Джурабай дублировал Г.Шпигель |
||
Обид Джалилов — Агабекдублировал Б.Оленин | ||
Юлдуз Ризаева — Зульфидублировала П .Карпова | ||
Саат Талипов — вельможа Ахмеджан дублировал Р.Плятт |
||
Кабил Халиков — Саиддублировал В.Балашов | ||
Хайла Ганиева — Арзи-бибидублировала И.Чувелева |
Сагди (Сегидход) — Табибуллаевстарик (прототип Сафара в будущем) |
Этим фильмом Ганиев непосредственно продолжил дело, начатое Протазановым и им в годы войны. Но второй фильм с веселым персонажем восточного фольклора следует рассматривать как самостоятельное произведение с новой режиссерской и актерской трактовкой. Н. Ганиев решил показать не только блестящее остроумие, находчивость Насреддина, но и подчеркнуть его гуманистические устремления, мудрость, широту души. Режиссер и исполнитель главной роли Р. Хамраев, заимствуя у первого интерпретатора образа Насреддина— Л. Свердлина («Насреддин в Бухаре») отдельные черты внешнего облика и поведения, стремились создать самостоятельный, оригинальный образ и несомненно достигли в этом успеха.
Удачной находкой авторов оказался образ неразлучного спутника Насреддина, мелкого жулика и вора Безбородого, который на протяжении картины изменялся к лучшему под воздействием своего умного друга. Этот персонаж (в блистательном исполнении Р. Пирмухамедова) как бы оттенял прекрасные свойства души Насреддина. Взаимоотношения с Безбородым придавали ему жизненную убедительность. Это особенно выражалось в том, что авторы не побоялись разрешить положительному герою для осуществления своих замыслов — всегда справедливых и благородных — порой не только пускать в ход собственную хитрость, острословие, но и пользоваться услугами Безбородого, например ловкостью его рук.
В фильме Насреддин — сын своего времени, представитель противоречивой феодальной эпохи, который не прочь обратить против своих врагов их собственное оружие. Этот мудрец и философ не погнушается и в кости сыграть, чтобы отбить охоту у любителей азартных игр к «нечистым» деньгам. Но если Насреддин против ханов, эмиров, торгашей и других носителей зла, алчности, несправедливости борется острым словом, едкой сатирой, то по отношению к простым бедным людям выступает как умный, терпеливый, чуткий воспитатель и друг. Так трактуя образ Насреддина, Н. Ганиев и артист Р. Хамраев не погрешили против исторической правды. Они убедительно вскрыли глубоко народные истоми легенды о Насреддине.
В картине немало очень смешных сцен, имеющих глубокий смысл. Таков, например, эпизод, когда Насреддин, желая излечить Безбородого от страсти к азартным играм, обыгрывает его и под общий смех собравшихся заставляет чистить от колючек хвост своего ишака…
Н. Ганиев, одним из первых среди узбекских мастеров кино обратившийся к жанру комедии, проявил тонкое чувство юмора, находчивость, изобретательность и определенную смелость. Он не побоялся поручить многим театральным актерам роли, выходящие из их привычного амплуа. В игре артистов узбекских театров Р. Хамраева, А. Джалилова, С. Алимова, С. Талипова проявились различные оттенки комического. И жаль, что впоследствии в кино этим артистам не представилось больше возможности развернуть свое комедийное дарование, которое было открыто Ганиевым.
X. Акбаров
«20 режиссерских биографий», 1971 год, из-во «Искусство»
использованы материалы сайта kino-teatr.ru