Одна из лучших, если не самая лучшая, экранизация «Повести о Ходже Насреддине». Заметно, что над сценарием работал сам Леонид Соловьёв — текст очень близок к книге. События практически полностью, за вычетом некоторых эпизодов, соответствуют первой части книги, «Возмутитель спокойствия».
Как-то неловко петь дифирамбы таким признанным мастерам своего дела, как Лев Свердлин и Яков Протазанов, но во многом благодаря им фильм удался и пользуется заслуженной популярностью до сих пор. Свердлин превосходно воплотил на экране образ Ходжи Насреддина из «Возмутителя спокойствия»: именно таким он и представляется при прочтении книги. Многие до сих пор искренне считают Свердлина узбеком — настолько актёр смог перевоплотиться в своего героя.
Протазанов, руководивший режиссёрской группой, мастерски поставил картину: ничего лишнего, незначительные расхождения с книгой призваны для того, чтобы сохранить ритм повествования. Чувствуется рука опытного режиссёра. Недаром Протазанов получил за этот фильм звание заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР, хотя поначалу его упрекали: «Что это вы, мол, комедии снимаете, когда война идёт?» Вот знаменитый ответ Протазанова: «Если мы все время будем думать только о войне, ничего от этого полезного нам не будет. Человек не должен забывать смеяться».
Наби Ганиев, входивший в режиссёрскую группу, стал главным режиссёром следующего фильма про героя Л. Соловьёва, «Похождения Насреддина». Также интересно отметить появление в эпизодической роли стражника известного узбекского актёра Рахима Пирмухамедова, который в продолжении сыграл роль Багдадского вора.
Жаль, что Яков Протазанов не дожил до экранизации «Очарованного принца» или хотя бы до реализации киносценария, который лёг потом в основу фильма «Похождения Насреддина». Было бы интересно посмотреть на его вариант второй части.
Здесь вы можете посмотреть»Насреддин в Бухаре» онлайн (полная на данный момент версия фильма, в которой сохранены незначительные 2-5 секундные фрагменты, вырезанные в некоторых версиях):
Насреддин в Бухаре
Другое название: Ходжа Насреддин
Режиссеры: Яков Протазанов, Наби Ганиев, Роман Тихомиров
Сценаристы: Виктор Виткович, Леонид Соловьев
Оператор: Даниил Демуцкий
Композиторы: Борис Арапов, Мухтар Ашрафи
Художник: Варшам Еремян
Страна: СССР
Производство: Ташкентская студия
Длительность: 01:20
Год: 1943
Премьера: 2 августа 1943
Лев Свердлин — Ходжа Насреддин |
Константин Михайлов — эмир Бухары | ||
Эммануил Геллер — Джафар | ||
Василий Зайчиков — Нияз | ||
М. Мирзакаримова — Гюльджан |
||
Степан Каюков — Бахтияр | ||
Абид Талипов — Юсуп | ||
Матвей Ляров — Арсланбек | ||
Николай Волков (старший) — Гуссейн-Гуслия | ||
Асад Исматов — Али | ||
Миршахид Миракилов — шпион | ||
Иван Бобров — стражник эмира | ||
Рахим Пирмухамедов — стражник эмира |
Heт ничего странного в том, почему в суровые военные годы Протазанов и Ганиев останавливают свое внимание на образе веселого героя народов Востока — Ходжи Насреддина: рассказы об этом умном, смелом и находчивом персонаже фольклора пользовались большой популярностью на фронте и в тылу. В изобилии возникали новые истории о Насреддине, в которых возмутитель спокойствия эмиров, торгашей, вельмож вслед за Багдадом, Ходжентом посещал Берлин и побеждал своим остроумием и находчивостью фашистских главарей— Гитлера, Геббельса и других. Фронтовые газеты нередко публиковали лучшие образцы антифашистских анекдотов с участием Насреддина.
Я. Протазанов и Н. Ганиев, работая над комедией «Насреддин в Бухаре», старались бережно перенести на экран богатство и своеобразие национального фольклора — ценнейшего клада народной мудрости.
X. Акбаров
«20 режиссерских биографий», 1971 год, из-во «Искусство»
использованы материалы сайта kino-teatr.ru