Владимир Александрович Гальба (Гальберштадт) – известный советский художник, карикатурист и график. Участник многих выставок, мастер политической карикатуры, также он иллюстрировал многие известные книги («Чудо-дерево», «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» , «Приключения Чиполлино»).
Гальба пережил блокаду Ленинграда, его карикатуры практически ежедневно выходили в «Ленинградской правде» и художник был причислен Гитлером к числу личных врагов.
Вот, например, что пишет Герман Попов:
СМЕХ ИНОГДА УБИВАЕТ
Вот как это было. Фронтовики встретили Гальбу как старого знакомого. С первых дней войны его карикатуры регулярно появлялись на страницах «Ленинградской правды», в выпусках художнического коллектива «Боевой карандаш», на стендах «Окна ТАСС». Бойцы угощали гостя кашей из гречневого концентрата и просили нарисовать что-нибудь этакое… Гальба прикрепил кнопками лист плотной бумаги к бревенчатой стене блиндажа, взял карандаш с мягким грифелем. Через несколько минут собравшиеся там хохотали, увидев Гитлера, похожего на бездомного пса. Затем художник намалевал жирного борова — Геринга, злую мартышку — Геббельса. Красноармеец-снайпер сказал Гальбе: «Здорово у вас получается, едко и метко! А не могли бы вы выманить противника из укрытия?» — «Попробуем», — загадочно улыбнулся Владимир Александрович.
Из медсанбата принесли четыре простыни. Сшили два полотнища размерами 3 х 4 метра. На одном Гальба изобразил слева ощетинившуюся штыками Петропавловскую крепость. А справа нарисовал надменного, ухмыляющегося Гитлера, чуть ниже двух его наглых сателлитов — Рюти и Таннера. И обозначил цифру — 1941. На другом полотнище, датированном 1942 годом, нацистский фюрер и его подручные выглядели жалкими, сморщенными. Гальба всегда сопровождал свои карикатуры кратким остроумным текстом. В данном случае таким: «После долгого стояния под Ленинградом». Как только стемнело, разведчики незаметно прикрепили полотнища к фермам линии высоковольтной передачи, напротив вражеских окопов.
А наутро началось… Гитлеровцы открыли бешеный огонь из орудий и минометов по великанским шаржам. Более того, чтобы сорвать их, бросили в бой массу солдат. Наши пулеметчики и снайперы не дремали. Оставив на поле множество трупов, враги убрались восвояси.
Но нас Гальба интересует, в первую очередь, как автор иллюстраций к изданию 1955 года «Похождений Ходжи Насреддина» Леонида Соловьёва.
Многим читателям трудно представить иного, «негальбовского» Насреддина. Каждая его чёрточка изобретательно продумана и складывается в общую реалистичную мозаику характера героя. Возможно, Леонид Соловьёв участвовал в обсуждении иллюстраций (хотя точно мы знать не можем): там много деталей, которые мог подсказать только он, выросший в Средней Азии.
Гальба много и часто, по свидетельству современников, рисовал с натуры. Стремление «поймать момент» чувствуется и в рисунках к «Ходже Насреддину». Также отмечают, что Владимир Александрович был превосходным анималистом, прекрасно мог передать движения и необычные позы животных. Вы заметили, как выразителен верный ишак Ходжи Насреддина на рисунках Гальбы? А верблюды? И даже лица многих характерных героев (кадий Абдуррахман, Рахимбай, рябой шпион и другие) как будто срисованы с различных представителей животного мира. Мы не будем устраивать здесь профессиональный разбор его работ, оставив этот хлеб профессионалам, но то, что иллюстрации Владимира Гальбы полюбились читателям, говорит само за себя.
Отдельное спасибо нужно сказать художнику за подробное иллюстрирование шахматной партии Ходжи Насреддина с Агабеком, но это, наверное, тема для отдельной статьи.
Сохранились наброски художника к книге. Внимательному читателю будет очень интересно сравнить их с теми, которые были приняты.
Обратите внимание на игроков в кости. В первоначальном наброске видно, что это именно кости-кубики. Почему в книгу вошёл другой окончательный вариант, где они скорее напоминают доминошные костяшки – неизвестно. Если у кого-то есть интересные догадки – добро пожаловать в комментарии.
И сохранившиеся две цветные иллюстрации наводят на мысль, что существуют и другие подобные работы Гальбы. Если кому-то известно о таких, также просьба порадовать поклонников этого замечательного художника.
Агабек напоминает хохла.)
Скорее товарища Саахова из «Кавказской пленницы» )
Скорее всего кто то решил что в небольшой по формате книге, будет непонятно что именно нарисовано (кости небольшие) и была дана команда увеличить, получились домино-костяшки. Это конечно просто логическое умозаключение.
Юсуп, нет, они не увеличены просто по сравнению с первоначальным наброском. В окончательном варианте грани с числами находятся в одной плоскости. Художник уровня Гальбы не мог так рисовать игральные кости. )) Где-то приходилось встречать версию, что игра в кости, как азартная и «вредная», была негласно запрещена наравне с другими играми на деньги, поэтому была дана команда переделать на домино, которое продавалось в магазинах наравне с шашками и шахматами.