Вот мы и добрались до балета. Балет про Насреддина — это немного неожиданно, конечно. Но, надеемся, что у этого вида искусства тоже есть поклонники.
Итак, «Проделки Насреддина», постановка Государственного Академического Большого Театра оперы и балета Республики Узбекистан имени Алишера Навои.
Балетмейстер-постановщик — Аюханов Булат Газизович, народный артист Казахстана. С 1967 года — организатор и художественный руководитель Государственного ансамбля классического танца Казахстана, постановщик балетов «Гамлет», «Татьяна Ларина», «Кармен-сюита», «Рапсодия в стиле блюз», «Балеро», «Манкурт».
Юдаков Сулейман (1926-1990) — композитор, автор балета, народный артист Узбекистана, лауреат Государственной премии. Создал первую узбекскую комическую оперу «Проделки Майсары» (1958), поставленную кроме ГАБТа им. А. Навои еще в 8 странах. Автор широко известных сочинений «Мирзачуль», «Альер», «Узбекистан», «Карнавальный вальс», «Поэма о матери» и др.
Здесь вы можете посмотреть онлайн запись постановки балета 1997 года:
Краткое содержание:
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
1 КАРТИНА
Современная Бухара. Ночь. Луна, как и тысячи лет назад, медленно плывя над городом, освещает Ситору-Мохи-Хоса (Архитектурный ансамбль), знаменитый Ляби-хауз. Здесь же вечный защитник влюбленных и обездоленных — каменный Ходжа Насреддин на своем ослике. Появляется статный юноша Алишер. Озираясь вокруг, он ищет свою любимую девушку. Наконец появляется долгожданная красавица Гузаль. Алишер устремляется к ней. Он хочет поцеловать ее, но Гузаль уклоняется от поцелуя, показывая в сторону Ходжи Насреддина. Алишер смеется. Кого она стесняется? Он же — каменный! Весело прыгая вокруг скульптуры, герой шутливо хлопает по спине Ходжи Насреддина. Но вдруг появляется другая девушка — Назира. Она гордо и величаво проходит мимо них. А юноша, завороженный красотой Назиры, забыв о Гузаль, начинает оказывать ей знаки внимания. Растерянная Гузаль не знает что делать. В это время появляется бабушка оскорбленной Гузаль. Она утешает внучку и выражает сожаление, что рядом нет Ходжи Насреддина. Он обязательно наказал бы изменника. Алишер и Назира смеются над старушкой и ее внучкой. Бабушка, понурив голову, уводит с площади внучку. Но тут, неожиданно, каменный Ходжа Насреддин слезает со своего ослика. Юноша от страха начинает просить пощады. Ходжа Насреддин, прогнав юношу, кланяется старушке. Потом, взобравшись на ослика, вновь превращается в каменное изваяние. Крайне удивленная происходящим, внучка настаивает, чтобы бабушка рассказала о себе и Ходже Насреддине. Довольная и гордая старушка вначале не желает рассказывать, но внучка не отстает от нее. И -чудо! Старушка, сняв с себя неуклюжую одежду, превращается в юную и прекрасную Зумрад. Преображенная Зумрад танцует вместе с ожившим Ходжа Насреддином. В это время появляются нукеры Эмира. Они нападают на влюбленных и насильно уводят Зумрад.
2 КАРТИНА
Вокруг Ляби-хауза одна красивей другой резвятся наложницы Эмира. Нукеры приводят Зумрад в гарем. Увидев молодую красавицу, Эмир предвкушает сладкую встречу с ней.
3 КАРТИНА
Появляется на своем ослике Ходжа Насреддин. Прячась от евнухов и стражников гарема, он переодевается в женскую одежду. Но евнухи пытаются его прогнать. Тогда Ходжа Насреддин незаметно проникает в гарем, обманув стражу.
4 КАРТИНА
Гарем. Девушки танцуют. Среди них — переодетый Ходжа Насреддин. Увидев Зумрад, он делает ей знак, чтобы она молчала и не приближалась к нему.- Стараясь обратить на себя внимание Зумрад, Эмир бросает ей яблоко. По принятому обычаю, девушка, поймавшая брошенное Эмиром яблоко, должна провести с ним ночь. Прыгнув выше всех, яблоко перехватывает Ходжа Насреддин. Однако Эмир желает юную Зумрад. Он берет другое яблоко и вновь бросает его в сторону Зумрад. Ходжа Насреддин, изловчившись, снова ловит его. Рассердившийся Эмир в третий раз кидает яблоко Зумрад, но Ходжа Насреддин и на этот раз умудряется перехватить
его. Заинтригованный подобным поведением «неизвестной», Эмир изгоняет всех из гарема, желая остаться с ней. Обуреваемый страстью, Эмир исполняет танец любви. Только это и надо Ходже Насреддину! Принимая ласки Эмира, он начинает кокетливо снимать с себя женские одежды. Увидев перед собой вместо кокетки настоящего мужчину, Эмир понимает какой позор его ожидает и просит Ходжу Насреддина сохранить втайне все, что произошло, обещая выполнить любое условие Насреддина и даже щедро вознаградить его. Но зачем Насреддину золото? Он просит вернуть ему Зумрад. Эмир вынужден разрешить ему забрать девушку, но как только они исчезают, он приказывает нукерам догнать беглецов.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
5 КАРТИНА
Базарная площадь. Народ ликует и танцует вместе с Ходжой Насреддином и Зумрад. Но появляется богатый купец, с ним девочка-подросток. Ее родители умоляют его вернуть дочь, но он неумолим. Пока не получит долги, он не вернет девочку. Тогда Ходжа Насреддин, преграждая ему дорогу, предлагает купить ослика, т.к. не к лицу почтенному человеку ходить пешком. К тому же ослик грамотный и умеет читать… Богач соглашается, а Ходжа Насреддин быстро переодевается в старичка и снова предстает перед ним, желая купить девочку. Выкупив девочку, Ходжа Насреддин возвращает ее родителям. А ослик скидывает с себя богача и убегает к своему хозяину. Богач узнает свой кошелек с золотыми монетами и понимает, как его здорово надули. Появляется Эмир с нукерами и указывает нукерам на Ходжу. Его хватают, насильно заталкивают в мешок, чтобы утром казнить. Богач довольно потирает руки. Эмир велит подготовить все для казни Ходжи Насреддина и уходит. Зумрад подговаривает подруг обмануть нукеров и Богача. Они приносят кувшин с вином и щедро угощают их. Когда Богач и нукеры окончательно пьянеют, Зумрад освобождает Ходжу Насреддина, а вместо него в мешок заталкивают Богача.
6 КАРТИНА
Светлеет заря, на площади собирается народ. Глашатай объявляет о предстоящей казни. С замиранием сердца все смотрят как палач развязывает узел на мешке, чтобы отрубить голову Ходже Насреддину. Но из мешка вываливается пьяненький Богач. Все смеются. В это время слышится песня Насреддина: «Ерим кетаман дейди. Кетгизгани куймайман…» — «Моя возлюбленная хочет уйти, но я ее все равно не отпущу»… Опозоренные, Эмир и Богач вместе с нукерами уходят под улюлюканье толпы. А защитник влюбленных, весельчак Ходжа Насреддин, кланяется всем и уезжает с Зумрад. Такие, как Ходжа Насреддин, никогда не переведутся в народе!