Спектакль «Возмутитель спокойствия»

Спектакль Челябинского ТЮЗа «Возмутитель спокойствия» во многом можно считать новаторским. Во-первых, не так часто нас радуют постановками на тему Ходжи Насреддина.

Во-вторых, в двух действиях  автор пьесы Юлия Маринова и режиссёр-постановщик Владимир Оренов попытались вместить обе книги Леонида Соловьёва и максимально бережно отнеслись к авторскому тексту, что уже достойно уважения. Интересно, что для режиссёра, перешедшего в Челябинский ТЮЗ из Новосибрска (и родившегося в Ташкенте, что важно), этот спектакль был дебютным в Челябинске и, наверное, в чём-то выстраданным. Конечно, многим пришлось пожертвовать, но основные сюжетные лини сохранены, а связками между ними служат своеобразные интермедии, украшенные стихами Булата Окуджавы, Аллы Боссарт и Игоря Иртеньева. Неискушённому праздному зрителю безусловно придётся по вкусу пёстрый восточный колорит сцены, воссозданный на сцене художником Владимиром Колтуновым. На сцене играют настоящие карнаи и дутары и даже выводят живого верблюда. )

Нужно сказать, что спектакль далёк от классического в общепринятом понимании. Постановщик попытался соединить комическое и философское в жанре некоей буффонады. Зачастую персонажи представлены режиссёром в образе архетипов, их играют как мужчины, так и женщины (например, Турахона играет женщина). Но что нам до этого? Главное, в спектакле есть Турахон! Вот он, кстати:

vozmutitel_spokoistviya3Замечательно, что наконец-то можно увидеть в театре (пусть и в несколько урезанном виде) «Очарованного принца». Вот так выглядят Арзи-биби и Камильбек:

vozmutitel_spokoistviya2А это владелец горного озера, Агабек собственной персоной:

vozmutitel_spokoistviya

А самого Ходжу Насреддина в лучших традициях древнегреческого театра или даже узбексих кызыкчи и таджиксих масхарабозов по ходу спектакля играют аж четыре актёра и одна актриса. Он узнаваем только по маске с рыжими волосами, пародийными бровями и носом: этакий трикстер вне эпох и народов. Очень правильно на наш скромный взгляд.

Отдельное спасибо нужно сказать за подчёркнутое уважение создателей спектакля к «суфийской линии» в тексте. Ходжа Насреддин представлен не бесшабашным комическим персонажем, а человеком, ищущим свой путь. По крайней мере, нам посчастливилось услышать этот посыл.

Конечно, два с небольшим часа — это очень мало для нашей любимой книги. Иногда действие кажется чересчур схематическим и упрощённым, но если предполагать, что автор спектакля старался следовать традициям уже упомянутых кызыкчи, то эксперимент можно признать удачным.

 Здесь вы можете посмотреть этот спектакль

Первая часть:

Вторая часть:

Запись опубликована в рубрике Медиа с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

fifty four ÷ 6 =